
Дэйв Гэхан жертва MODE
История любви и ненависти в нашей стране к группе Depeche Mode ещё ждет своего вдумчивого исследователя. Трудно сказать, существует ли про кого-либо или что-либо больше похабных частушек, чем их существует про Depeche Mode. Сложно сказать, так ли уделаны подъезды в Бронксе, как они были уделаны в советских городах надписями ”Depeche Mode” в конце 80-х – начале 90-х годов.
Depeche Mode у нас были и остаются народной группой. Много чего с тех пор появилось, но любой их новый альбом – как бы и чем бы не обливала его критика – обречен на успех.
Между тем, дабы сильно не обольщаться насчет Depeche Mode, достаточно взять и сыграть любую их песню на стандартном рок-н-ролльном наборе инструментов. Вы удивитесь, как быстро из неё исчезнет вся романтика и вся эта «депешмодистость» и какая слащавая харя полезет на их место. Эта группа - образование исключительно позерское: позерство в имидже, в голосе, в аранжировках. Ничего оригинальнее вибрирующего баритона Дэйва Гэхана там просто нету, ничего более эффектного, нежели статичные позы на фотографиях, музыканты предложить не в состоянии. Только не подумайте, упаси Боже, что я вздумал развенчивать Depeche Mode. Хорошая группа. Своего времени. Времени дешёвых японских синтезаторов и поточной синтетической продукции, к которой «депеша» умудрились прилепить хоть какое-то оригинальное лицо. Дэнс-поп, под который нельзя танцевать. Kraftwerk, прописавшийся в девичьих магнитофонах.
Словом, заслуг не перечесть – не стоит их только переоценивать. И не спешите доставать из кармана знаменитый козырь «Зато Depeche Mode нельзя скопировать». Так ведь потому и нельзя, что вся их оригинальность держится на тембрах и на имидже. Под Моцарта можно худо-бедно подделаться, а под художника, который, разведя вокруг себя огонь и раздевшись догола, колотит колотушкой по медным трубам, нельзя. Невозможно подделаться под то, что строится на фокусах. Вот и все дела.
«Депеша» ныне разделились и наступают поодиночке. Мартин Гор выпустил альбом кавер-версий. Дэйв же Гэхан, голос группы отважился на полноценный сольный дебют. И всем упорно хочется понять – за каким же лешим он это сделал. Ибо его пластинка ”Paper Monsters” - это такой же Depeche Mode как и все остальное, в чем он принимал участие. Нет, певец честно попытался дать народу чего-то свежего: даже блюзовую губную гармошку запустил на одном из номеров. А вышел – Depeche Mode. Как, почему?
Видимо, все просто: Дэйв Гэхан и сам не вполне отчетливо представляет себе, на чем держится музыка Depeche Mode. Он, возможно, полагает, что держится она на оригинальных мелодиях, гармониях, темах etc. Возможно, он даже думает, что каждая новая пластинка группы – это очередной горизонт и все такой. И что его собственные музыкальные идеи радикально отличаются от идей коллективных, и оттого их непременно миру надо поведать.
Вероятно, он не понимает, что если бы дело обстояло так, как описано выше, на одной шестой части суши давно бы забыли, что такое Depeche Mode. Потому что любят их тут не за музыку. А за звук. Звук синтезаторов, звук голоса. Вот почему Дэйв идеально попал на наш рынок: попробовал бы он не соответствовать и вместо баритона решить покозлить как-нибудь по-альтернативному.
Собственно, это и есть секрет всенародной любви к Depeche Mode в наших краях. Дело в том, что публика, не слишком сведущая в какой-то теме, обязательно предпочтет немедленно узнаваемое новому. Depeche Mode любят за то, что – сколько и в каком составе они ни играй – все получается одна большая песня. Прям как у «Наутилуса»: вовремя меня батарейки, и вам обеспечена вечная музыка.
Артем Рондарев