Об альбоме:Несмотря на признание самого Уайлдера, что LIQUID по сути стал сиквелом предыдущего альбома 1997 Unsound Methods, частично переняв от него концепцию и "незвуковые" методы работы со звуком, четвертый альбом до сегодняшнего дня занимает особое место в проекте Recoil. Релиз поставил жирную точку на коммерческом направлении и стал окончательным уходом от направления synt-pop в экспериментальные электронные формы, которые, несомненно, оказались здесь значительно шире, чем просто Illbient * или же прогрессивный EBM **. Хотя в этой работе явно заметно, что Алан не пропустил ничего из того, что творилось в музыке последнее десятилетие ХХ в.
За основу взят жесткий электронный саунд с элементами вошедших в моду трип-хопа ***, хип-хопа и new age. Получилась мрачная, интеллектуальная и абсолютно не фоновая музыка, с отсутствием какого-либо намека на клубные техно-пляски, что является несомненным плюсом. Музыка, обладающая скрытой внутренней мелодичностью, даже в тех треках, где упор сделан на нойзовую составляющую, и это несмотря на то, что в альбоме нет ни одной "песни" в традиционной форме - вся лирика представляет собой spoken word - белый ритмический стих, очень развитый и популярный на музыкальной сцене Нью-Йорка.
Список коллбораторов LIQUID оказался, как никогда раньше, широк и разнообразен. Смешав в оптимальных пропорциях такие легковоспламеняющиеся "жидкости", как Диаманда Галас, Николь Блэкман, Саманта Корбелл, Роза Торрас, The Golden Gate Jubilee Quartet, Уайлдер создал необыкновенно цельный по концепции альбом - самый страстный и страшный, плотный как черная дыра, всосавшая в себя вожделение, ярость, насилие - гипнотизирующее полотно, от которого невозможно отвести глаз, даже когда смотреть становится невыносимо...
С первых же секунд BLACK BOX голос Рето Буле (который сотрудничал со многими мьютовскими группами, кроме того, это давний друг семьи Уайлдеров) заставляет ощутить давление пилотского шлема на виски. Швейцарский акцент Буле в этом случае сработал на все 100%, вызывая у слушателей ассоциации с наемником, который искал счастья в чужой стране - но так и не смог его найти... Звук проникает в ваш мозг, все глубже - мы попадаем внутрь сознания человека, оказавшегося перед лицом неизбежного. Вся жизнь вспышкой проносится перед его глазами, LIQUID описывает самые значительные моменты, расставляет акценты меняющимися образами, порой возвращая к настоящему, затем находятся новые фрагменты воспоминаний – иногда приятные, чаще отвратительные. Воспоминания – как жидкость. Как жидкость в черном ящике.
Планировалось, что BLACK BOX войдет в альбом в своем полном варианте, но по банальной причине – 80-тиминутный объем стандартного компакт-диска, трек пришлось разделить на две части и значительно сократить. Полная версия была выпущена во втором EP "Jezebel".
«RECOIL постоянно меняется, - говорит Уайлдер. – Я всегда начинаю с бледной канвы, это вроде паззла, сперва вы должны изготовить все кусочки. Здесь нет правил или предубеждений, только те эмоциональные границы, которые вы устанавливаете для себя сами. И я абсолютно полагаюсь на интуицию».
Первая совместная сессия LIQUID состоялась весной 1998, вначале были записаны ритмические партии в качестве исходного материала. Барабанщик Стивен Монти, басист из CURVE Дин Гарсиа и гитарист Мерлин Рис-Джонс были приглашены в студию к Уайлдеру: «Я попросил их поиграть в разных стилях и темпах. Мы записали 2,5 часа материала перед тем, как отправить это все в Protools».
Уайлдер долго колдовал над сэмплами, затем добавил к конструкции лонгплея свою необычную электронную инструментовку и сложное программирование, дальше можно было привлекать к работе коллабораторов. Он считает, что именно кастинг был решающим для LIQUID при определении концепции альбома:
«Теперь надо было попытаться собрать паззл, постараться донести смысл того, что написано другими людьми, понять, как эта лирика связана с музыкой. Я не устанавливал никаких границ, считая, что я выбрал правильных людей, поэтому будет разумным не мешать развивать им свои творческие идеи, и тогда общий сценарий будет развиваться естественным образом».
Коллектив, собранный Мьют, оказался интернациональным. Диаманда Галас снова (в Bloodline есть ее голос, в промежутке между треками она читает The Lord's Prayer) приняла участие в Рекойл. На этот раз она записала ведущий вокал для STRANGE HOURS. Ультра-экстраординарная певица, не имеющая себе равных по эмоциональному накалу, которая использует диапазон в 4 октавы, исполнила его в блюзовой манере, напоминающей пение южных вудуистов. Удивительно, насколько ее тембр в этом треке напоминает голос Тины Тернер.
Алан не думал приглашать именно Галас, но когда музыка к STRANGE HOURS была готова, он понял, что это будет как раз тот мазок, которого не хватало: «Я давно хотел сотрудничать с певцами классической школы, но Диаманда имеет необыкновенный диапазон певческих стилей. Она стремится работать очень импровизационно, что было удачным, ведь мне и требовались от нее именно экспромты. Ей было интересно работать с нами и, я думаю, ее работа над звучанием LIQUID отличается от всего, что она делала до этого».
Кроме того, Галас записала бэк-вокал, возможно, самого авангардного трека в альбоме VERTIGEN, и задумчивого электро-госпела JEZEBEL - рассказа об адских муках вавилонской шлюхи Иезавели, исполненого известным в 40-х годах прошлого века The Golden Gate Jubilee Quartet. Трек изначально был потенциальным хитом, но в то же время сильно выбивался из общей концепции, поэтому Уайлдер долго колебался, помещать ли его в альбом или выпустить только в качестве сингла. Видимо, именно из попыток найти наилучшее решение выросло наибольшее количество ремиксов (один в первом EP, и еще два во втором) на эту вещь.
По мнению некоторых Уайлдера вдохновила работа Моби, который в 1999-м выпустил свой альбом Play, где за основу был взят материал Алана Ломакса, известного собирателя американской народной музыки. Но это не так. Уайлдер еще в 1992-м в альбоме Bloodline воспользовался тем же приемом, положив на музыку вокал одного из известнейших блюзменов ХХ в.
Буки Уайта (Bukka White). Факт, что Моби был одним из коллабораторов Bloodline, отсюда напрашивается вывод, что оригинальная идея принадлежит именно Уайлдеру, а не наоборот.
Артистка разговорного жанра из Нью-Йорка Николь Блэкман в свое время принимала участие в самых разнообразных музыкальных проектах, самыми значительными из которых были основной вокал в альбоме DEAD INSIDE от GOLDEN PALOMINOS, так и не получившем широкой известности, а также ее записи с Билль Ласвелл, Scanner и KMFDM.
«Все, что я пишу, несколько выходит за рамки дозволенного, - говорит она, - больше всего меня интригуют рассказы о людях со странными влечениями». В LIQUID Николь появляется в трех треках, начиная со второго WANT – шокирующего своей сексуальной агрессией и ядовитым сарказмом. Лирика WANT представляет собой укороченный вариант рассказа Николь Блэкман, в оригинале называвшегося "What I Want For Christmas", с которым ранее она выступала вместе со Scanner, и который вошел в сборник "Teleconned: We Want the Airwaves" 1998. Вторая часть "What I Want For Christmas", выпущенная на сборнике "A Christmas Present For You from Zero Hour", является юмористической – она была записана как телефонный разговор с фоновой музыкой, и кроме названия не имеет ничего общего с первой частью.
«Мне понравилось то, что я услышал на DEAD INSIDE, - поясняет Уайлдер, - но я хотел раскрыть другую, более динамичную Николь. Я также чувствовал, что ее голос был как-то задавлен на записи GOLDEN PALOMINOS, поэтому я решил в этом альбоме вывести ее на первый план и сделать это настоящей сенсацией».
В студии Уайлдер и инженер Пол Кендалл (РК) доводили Блэкман до полного изнеможения; записывая вокал эротичной, леденящей кровь BREATH CONTROL, ей даже пришлось бегать в саду рядом со студией, чтобы вызвать естественную отдышку.
«На CHROME она заявила, чтобы я вообще убирался из студии, пока РК записывает ее вокал, - смеется Алан. – Из всех коллабораторов от нее потребовались самые большие усилия, но факт, что раскрывшись полностью, она стала истинным бриллиантом в короне, потому что все, что она делала, идеально подходило к концепции альбома».
Говоря о CHROME, надо также отметить, что этот трек вначале был записан с мужским вокалом (Алан не называет имен в своем интервью) и с другой лирикой, но в результате этот человек отказался от участия в проекте. Уайлдер подчеркивал, что решение использовать в альбоме только женский вокал не было концептуальным.
«Я вынесла из этой работы огромный, прекрасный опыт, - говорит Блэкман. - Мы двигались в некотором общем направлении, в одном стиле, но наши системы координат были достаточно различны, чтобы это сотрудничество стало своего рода вызовом друг другу, и это стимулировало наши творческие силы. Я думаю, LIQUID продемонстрировал мои вокальные способности лучше, чем все остальные записи, сделанные мной».
Саманта Корбелл, коренная жительница Нью-Йорка, выходец из Тринидада, была известна на поэтической сцене Нью-Йорка с 1991 года своими выступлениями с самыми разными музыкантами и писателями. После прослушивания ряда ее работ Уайлдер был впечатлен таким необыкновенным подходом к поэзии и образностью ее языка. «Я с первой минуты был покорен ее лирикой и сценической манерой, я чувствовал, что она понимает, что необходимо привнести в запись – я знал, что она органично впишется в этот проект. После того, как мы поговорили, я послал ей CD с тремя треками, чтобы она послушала и попробовала написать что-нибудь подходящее к этой музыке».
«Когда Алан позвонил, я была настолько удивлена, что даже промолчала о том, что он застал меня в ванной, поэтому мы проговорили полчаса, пока я принимала ванную, - вспоминает Саманта. – Я не знала, чего он ожидает от меня, но я была взволнована словно 14-летняя девочка встречей с этим человеком, сыгравшим большую роль в моем развитии, как личности. Мы провели несколько месяцев, сводя музыку и текст, чтобы почувствовать, что они действительно являются одним целым». Крайняя урбанистическая клаустрофобия Корбелл нашла выход в историях, рассказанных в LAST CALL FOR LIQUID COURAGE и SUPREME.
Рассказ о том, как Роза Торрас оказалась вовлеченной в работу над RECOIL, мог бы вдохновить преданных музыкальных фанатов по всему миру. Фанатка RECOIL из Барселоны, она откликнулась на объявление на официальном сайте SHUNT, в котором Уайлдер просил всех фанатов присылать ему записи своего голоса на своем родном языке. Роза читает на каталанском языке (язык романской группы, на котором говорят жители Каталонии, Валенсии, Андорры и Балеарских островов) текст в VERTIGEN. (Рабочее название трека ARAB).
«Для того, кто никогда не бывал в студии прежде, Роза была чрезвычайно спокойна и собрана, - вспоминает Алан. – Хотя я никогда, наверное, не смогу до конца понять, как звучит каталанский, ее голос работал прекрасно из чисто эстетических соображений. В нем очень много чувства и эмоций».
Необыкновенно захватывающий, неподдельно лишающий душевного равновесия, LIQUID воспринимается почти как звуковая дорожка триллера. Звуки, созданные Уайлдером, завораживают, опьяняют... словно ударом ноги поднимают облака из той же темной грязи, которая падает на Дэвида Линча или NINE INCH NAILS - но там, где другие могут выплеснуть свой драматизм со сцены, его прикосновение легче и, что характерно, гораздо тоньше. (Кстати, Nine Inch Nails в 2000 в Fragility tour играли вещи из Liquid, разогреваясь перед выходом на сцену).
Как написал один из музыкальных журналов: "LIQUID создан, чтобы вползти в ваш мозг и продырявить вашу психику – совершенная и выдающаяся работа, учитывая, что у черного существует не так уж много оттенков…"
--------------------------------
* Illbient
Центром развития этого стиля является New York City ( в особенности Brooklyn). Стиль illbient это четко выраженная и сознательно создаваемая городская форма электронной музыки, стремящаяся выразить культурное разнообразие и серый упадок всего окружающего. Поэтому переигранные DJ Spooky (музыкант, определяющий этот стиль), электронные попурри в стиле Illbient в большинстве берут начало из музыки ambient, но могут включать (в основном) dub, hip-hop и drum'n'bass, плюс иногда этническую музыку, которая может смешиваться со всеми музыкальными стилями и направлениями. Соответствуя настроениям, распространенным в среде развития этого стиля, illbient может быть мрачным и немного зловещим или непредсказуемым и погруженным в шум. Но почти всегда сохраняется его размеренный ритм и минорные вибрации. Залы и клубы для выступлений в стиле illbient часто выбираются с условием, что они должны хорошо передавать атмосферу грязных городских задворок, что говорит об основной концептуальной (и интеллектуальной) природе музыки.
** EBM (от англ. Electronic Body Music — электронная музыка тела) — направление в музыке, ответвление индастриала. Термин появился в 1985 году и был придуман бельгийской командой Front 242, так они охарактеризовали свою музыку. Характеристика: чёткие ритмичные танцевальные марши с завораживающим «нечеловеческим» вокалом и яркие примеси электронного амбиента. Близок к синти-попу, однако тяжелее его. Помимо классического EBM в 90-х годах сформировалось несколько его поднаправлений, где музыканты видоизменяли различным образом первоначальное звучание и вокал. В первую очередь это Techno-industrial и Dark Electro. В первом случае синтезаторы, как и в EBM, звучат гораздо тяжеловеснее, чем в синти-попе, вокал довольно брутальный, но чистый, без использования компьютерной обработки. В Dark Electro же наоборот, наиболее активно используется эффект дисторшена.
*** Trip-Hop
Еще один представитель в длинной веренице направлений, прилепившихся к танцевальной культуре Великобритании на этапе post-acid house и быстро изменяющих постоянно экспериментирующий андеграунд. Trip-Hop был создан британскими музыкальными изданиями с целью охарактеризовать новый стиль, состоящий из downtempo, jazz-, funk- и experimental breakbeat музыки, которая начала появляться в 1993 при участии таких звукозаписывающих компаний, как Mo'Wax, Ninja Tune, Cup of Tea и Wall of Sound. Похожий (хотя в большинстве без вокальных партий) на American hip-hop в использовании сэмплированных барабанных брейков, этот стиль был более экспериментальным явлением, вдохновляемым большим количеством элементов ambient и психотропной атмосферой. Таким образом, термин "trip" быстро укоренился и использовался для описания всего - от Portishead и Tricky до DJ Shadow и U.N.K.L.E., Coldcut, Wagon Christ и Depth Charge - к большому сожалению многих из этих музыкантов, которые видели свою музыку, как расширение границ обычного hip-hop, а не его новым ответвлением, используемым для создания шумихи. Одни из первых коммерчески значимых гибридов на базе танцевальной музыки - полные версии альбомов в стиле trip-hop, стали постоянными лидерами альтернативных чартов в Великобритании, и по мнению музыкантов, таких как Shadow, Tricky, Morcheeba, the Sneaker Pimps и Massive Attack, этот стиль обеспечил проникновение значительной части первой волны "electronica" в Америку.